Логофобия, проблемы речи

Логофобия – тревожное расстройство, при котором человек боится говорить.

Речь – главное средство коммуникации. Вербальное общение позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, добиваться успеха, быть интересной личностью и полноценным членом общества. Но всё это оказывается под угрозой, если присутствует такое нарушение речи, как заикание.

При данном недуге человек непроизвольно повторяет или растягивает слоги и слова, а также делает частые остановки. Способность гладко и бегло говорить утрачивается. Из-за явного дефекта в речи человек неспособен нормально коммуницировать с окружающими.

Мужчина закрывает рот
Логофобия не означает полного отказа говорить. Боязнь способна повлиять на стиль речи человека и на смысл сказанного. Чувствуя, что может начать заикаться, логофоб или произносит совсем не то, что планировал сказать, или, пытаясь «заговорить» напрашивающийся мышечный спазм, переполняет свою речь различными оборотами.

Логофобия и заикание взаимосвязаны, но специалист, работающий на устранение проблемы, должен чётко различать, что в общем расстройстве является причиной, а что — следствием.

Заболевание

Логофобия и невротическое заикание

Невротическое заикание возникает после сильной психологической травмы и относится к невротическим состояниям. В данном случае именно сам страх говорить провоцирует нарушение речи. Чем сильнее человек волнуется, тем сложнее ему выражать свои мысли.

Бывает достаточно трудно разорвать замкнутый круг, в котором логофобия провоцирует заикание, а заикание усиливает страх произносить речь. При невротическом расстройстве в кругу близких родственников человек может спокойно и чётко говорить, а при посторонних людях в дыхательно-вокальной мускулатуре появляются спазмы.

Логофобия и неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание возникает при органических патологиях головного мозга. Здесь логофобия становится следствием заикания. Человек стесняется своей неблагозвучной речи, неловкость и стыд постепенно перерастают в полное нежелание говорить.

Логофобия и смешанное заикание

В данном случае изначально диагностируется неврозоподобное заикание. Под воздействием различных стрессовых ситуаций и дополнительной нагрузки на слабую нервную систему появляется и невротическое заикание. На определённом этапе у человека формируется логофобия и провоцирует ещё большее нарушение речи и, соответственно, усиливает страх перед говорением.

Причины страха

  1. Человек боится, что его слова будут не поняты. Говорящий беспокоится о том, что или не сможет правильно донести свою мысль, или слушатель не поймёт неразборчивую, затруднённую речь.
  2. Логофоб опасается насмешек, позора, критики и другой негативной реакции посторонних людей.
  3. Присутствует страх быть отвергнутым. Человека очень угнетает тот факт, что из-за дефекта речи он становится неинтересным собеседником. Видеть, как окружающие невольно ищут общения с другими, довольно тяжело. Чтобы избежать разочарования, некоторые логофобы предпочитают одиночество.
  4. Установка на молчание. Данная установка может быть личным решением, а может быть внушена. Если ребёнка в детстве грубо обрывали на полуслове, позорили за сказанное, угрозами заставляли молчать, то в подсознании закрепляется страх произносить какие-либо слова. Человек может пребывать в уверенности, что он вообще не способен произнести что-то стоящее внимания.
  5. Галитоз – неприятный запах изо рта, возникающий при заболеваниях ротовой полости или при заболеваниях органов пищеварения.

Порезанная бумага

Три стадии развития логофобии:

  1. На начальном этапе беспокойство овладевает человеком во время произнесения речи.
  2. Вспоминая негативный опыт, логофоб предвидит свою неспособность высказаться и испытывает страх перед началом разговора.
  3. Постепенно человека начинает пугать даже мысль о том, что придётся разговаривать.

Логофобия и ребёнок

В большинстве случаев комплекс неполноценности закрепляется ещё в детстве. Вряд ли школьник с проблемной речью избежал прозвища «заика». Ярлыки и насмешки приводят к тому, что ребёнок стесняется отвечать на уроках и не хочет контактировать со сверстниками. Начинают возникать проблемы в отношениях с учителями и одноклассниками, что затрудняет весь процесс обучения.

К проблеме заикания следует относиться серьёзно. Ребёнок не «перерастёт» нарушение речи. Как только родитель стал замечать характерные для данного недуга признаки, нужно обращаться к логопеду.

Самая большая ошибка – ругать малыша за неправильное или нечёткое произношение слов. Именно это может положить начало развитию логофобии.

Если в присутствии посторонних людей ребёнок стал хранить молчание и не желает отвечать на вопросы, пора обращаться к психологу. Возможно, начали проявляться первые признаки тревожного расстройства.

Очень важно то, как родитель говорит с ребёнком, страдающим нарушением речи. Мама и папа должны обратить внимание на свою манеру разговора. От быстрой речи придётся отказаться. Следует говорить спокойно и медленно. Это позволит ребёнку отвечать в таком же умеренном темпе. Чем медленнее человек говорит, тем меньше затруднений испытывает.

Нужно всегда давать малышу возможность высказаться. Родитель должен терпеливо и внимательно выслушать ребёнка. Сосредоточить внимание следует именно на смысле слов, а не на том, как они произнесены.

На эмоциональное состояние малыша и на его речь положительно влияют вечерние беседы в спокойной, расслабляющей обстановке. Разговор должен проходить в виде обсуждения. Прямых вопросов, критики и замечаний следует избегать.

Ребенок поет

Многие родители, пытаясь не заострять внимание ребёнка на недуге, умышленно не упоминают о заикании. Тема становится запретной. Однако это не правильно. Малыш должен смело говорить о своих трудностях и обсуждать с родителями свои речевые проблемы.

Лечение логофобии

При лечении данного вида фобии работа ведётся в двух направлениях: стабилизация психоэмоционального состояния пациента (работа с психологом или психотерапевтом) и коррекция речи (работа с логопедом). Так как заикание связано с неврозами или с нарушениями в работе центральной нервной системы, в лечении может активно участвовать и невролог.

Как решиться сказать слово?
Есть несколько приёмов, которые помогут человеку на какое-то время отвлечься от страха.

  1. Во время беседы следует смотреть собеседнику в глаза. Мозг должен сосредоточиться именно на удерживании взгляда, а не на том, как прозвучит речь.
  2. Говорить нужно на выдохе, сделав ударение на первый слог.
  3. Если слова «застревают» в горле, стоит выдохнуть и повторить попытку (не отводя от собеседника глаз).
  4. Если попытка удалась, следует продолжить свою мысль.

Правитель Англии Георг VI – король c проблемой речи

Король Англии Георг VI, коронованный 12 мая 1937 года, страдал заиканием, которое могло стоить ему английского трона. Плохая координация гортани и диафрагмы, связанные с этим недугом комплекс и страх делали выступление на публике невозможным. Правление Георга VI выпало на тяжёлое предвоенное и военное время.

Избежать публичных речей, важных сообщений и участия в переговорах было невозможно. Только благодаря помощи недипломированного психолога Лайонела Лога и упорной работе король смог научиться контролировать тревожность и выступать перед слушателями. Это помогло закрепиться на престоле и успешно править страной.

В 2010 вышел фильм «Король говорит!», об избавлении короля Георга VI от заикания

Ссылка на основную публикацию