Софофобия, страх учиться

Софофобия представляет собой боязнь получения новых знаний и выражается главным образом иррациональным страхом, возникающим во время учебного процесса в школе или университете и даже при самостоятельном обучении. Прогрессируеи и встречается в основном у детей.

Боязнь учиться проявляется в ситуациях, связанных с получением знаний в целом или с определенной отраслью знаний, например, страх учить математику, потому что «она очень сложна, и я не смогу запомнить все эти формулы». У школьников, страдающих софофобией, само здание школы, а также все, что с ней связано – парта, доска, учителя и одноклассники – вызывает отторжение, так как ассоциируется с ежедневной необходимостью учиться, то есть со стрессом.

Учебный класс

Софофобия часто является причиной отставания детей от учебного плана, а в будущем приводит к трудностям при выборе профессии, при поступлении в университет. Ведь панические состояния у софофобов могут возникать и при необходимости посещения дополнительных занятий, репетитора, научных кружков. Во взрослой жизни такие люди категорически отказываются от освоения новых технологий и специальностей из-за страха ошибиться.

Ребенок-софофоб ищет пути пропустить школьные уроки. Для этого он использует обман – симулирует болезни, врет родителям о выходном в честь какого-то праздника. Он может прогуливать уроки, поводя весь день в одиночестве, будучи погруженным в свои мысли, или в компании сверстников. Взрослый софофоб уверяет себя, что он уже знает все необходимое, а перспективы карьерного роста, новой деятельности – «для тех умников, я человек простой».

Психологи, занимающиеся проблемой обучения, указывают, что около двух третей детей, страдающих софофобией, понимают свой страх, и поначалу даже пытаются поговорить с кем-то близким. При этом, в разговоре только косвенно упоминают, что им страшно получать знания, пытаются описать неприятные моменты из школьной жизни, объяснить, что в школе все «против них» – злые одноклассники, когда задаешь вопросы – ругают учителя.

При отсутствии контакта с родителями или непринятии ими переживаний ребенка, софофобия берет верх над естественным желанием познавать окружающий мир и учиться новому.

Причины

Софофобия может возникнуть в любом возрасте. Причины развития фобии чаще всего:

  • наказание за неуспеваемость;
  • непрофессионализм учителей;
  • осуждение сверстниками стремления учится.

Распространенное явление, когда родители проецируют на детей свои желания и несбывшиеся мечты. При этом заставляют ребенка углубленно учить те предметы, которые ему неинтересны или к которым нет склонности. Софофобия также возникает, когда творческому ребенку ставят ультиматум: «ты будешь играть на своих барабанах только тогда, когда получишь пятерки по всем предметам за четверть».

Педагоги подчеркивают, что такие жесткие условия часто неэффективны, разрушают взаимопонимание между ребенком и родителями, а также способствуют формированию негативного отношения к учебе.

Фактором, способствующим возникновению софофобии, является неметодическая работа учителей, когда интересный урок превращается в конспектирование и заучивание материала без разбавления его интересными для детей примерами и историями. Такое отношение педагога зарождает в ребенка обобщающую мысль о школе: «там всегда нудно».

Стресс у девушки

Агрессия со стороны сверстников, направленная на ребенка, проявляющего способности и стремление к учебе, заставляет его пренебречь желанием познавать, изменив свое поведение и привычки, снизив их до среднего, «общепринятого» уровня. Это позволяет быть на равных в общении с одноклассниками, но отрицательно сказывается на учебе. Происходит переоценка социальной роли, которая ценится ребенком слишком высоко.

В случае с учителями и сверстниками, предупредить негативные последствия софофобии могут родители ребенка. Но только при условии существования доверительных отношений между ними.

Отсутствие вознаграждений также играет роль в развитии софофобии. Если ребенок дома встречает равнодушие родителей, после того как он приложил усилия, чтобы получить хорошую отметку, у него складывается впечатление, что знания неважны.

Особо опасны комбинации выше перечисленных причин.

Лечение

Софофобия может быть связана с психическими и органическими заболеваниями мозга. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности ребенок не может долго удержать внимание на одном предмете, что приводит к неуспеваемости.

После чего в некоторых случаях возникает разочарование в учебе, комплекс вины перед родителями и софофобия. В этом случае, для коррекции софофобии ребенку предлагается индивидуально подобранный график, в котором заложена возможность переключения внимания на другие занятия.

Целью такого плана является уменьшение стресса от обязательного 45-минутного занятия, во время которого необходимо заниматься только одним предметом. Вторая положительная сторона такого подхода – это повышение успеваемости вследствие осознания ребенком того, что он может учиться, когда над ним не нависает кнут и занятия становятся интересными.

Для диагностики страха учиться привлекают психолога, а для лечения – врача-психотерапевта. В лечебных мероприятиях активное участие принимают родители, с ними проводятся отдельные тренинги, на которых разбираются вопросы доверия и понимания ребенка.

Возможен хороший терапевтический эффект дает смена обстановки для ребенка. Это может быть перевод в другую школу или вовсе на домашнюю форму обучения.

Если причина страха исходит от сверстников, то для замены круга общения ребенка отдают в клубы по интересам. При этом важно учитывать все пожелания ребенка, даже если они кажутся родителям глупыми и бесполезными. При навязывании выбора с кем общаться, родители рискуют усугубить софофобию.

Ссылка на основную публикацию