Боязнь водить автомобиль

Амаксофобия (amaxophobia) – тревожное расстройство, при котором человек боится водить автомобиль или пользоваться транспортом.

Исторические факты гласят, что первые самоходные конструкции появились в конце XVIII века. С тех пор самостоятельно движущиеся технические средства сильно преобразились и настолько прочно укоренились в быту человека, что представить современный мир без машин невозможно.

Страшное авто

Жизнь в мегаполисе, занятость и социальная активность вынуждают людей ежедневно пользоваться личным автомобилем или общественным транспортом.

Несмотря на то что самоходные машины уже давно не являются диковинкой, техническое средство может вызвать у человека тревогу, а иногда и сильный страх – амаксофобию.

Причины амаксофобии

  1. Личное участие в дорожно-транспортном происшествии. Усугубить негативные последствия от пережитого стресса может серьёзная травма, полученная во время несчастного случая и длительное восстановительное лечение.
  2. Человек стал свидетелем серьёзного ДТП (столкновение машин или наезд на пешехода) со смертельным исходом. Важную роль в развитии фобии играет склонность свидетеля проецировать ситуацию на себя, т. е. представлять себя на месте пострадавшего.
  3. Тревожный тип личности. Люди, относящиеся к данному типу, отличаются низким порогом стрессоустойчивости и мнительностью. Человек всегда находит повод для опасения, беспокойства и волнения. Фобии часто сопутствуют тревоге.
  4. Частая информация о ДТП в СМИ, подробное освещение трагедии, фотографии и видео.
  5. Копирование поведения детьми. Если кто-то из родителей испытывает сильный страх перед транспортом, ребёнок может перенять данную модель поведения.
    Детский возраст до 10 лет – фактор, увеличивающий риск развития амаксофобии.

Особенности амаксофобии

Согласно статистическим данным, поездок на транспорте опасается 5 процентов населения земного шара, четверть водителей при необходимости сесть за руль чувствуют лёгкое беспокойство, а сам процесс вождения держит их в напряжении. Амаксофобия проявляется в возрасте 20 — 40 лет.

Женщины больше подвержены данному расстройству, чем мужчины. Представительницы слабого пола от природы более эмоциональны и излишне осторожны. Важную роль играет материнский инстинкт и забота о потомстве.

Амаксофобия может проявляться как боязнь отдельного вида транспорта или машин определённого цвета. Иногда человек категорически отказывается пользоваться каким-либо транспортным средством, боясь нанести вред своему имиджу.

Факторы, способные вызвать приступ иррационального страха:

  1. Неожиданные опасные ситуации на трассе.
  2. Невозможность полностью контролировать, предугадать всё происходящее на дороге и предотвратить возможное ДТП.
  3. Неуверенность в других участниках дорожного движения.
  4. Присутствие пассажиров и чувство ответственности за них.
  5. Вождение в тёмное время суток, плохая освещённость и видимость.
  6. Неблагоприятные погодные условия (туман, гололёд, снегопад, дождь и т. д.)
  7. Слишком интенсивное движение на трассе.
  8. Использование чужого транспорта.

Во время фобического приступа человеку кажется, что его жизнь подвергается опасности, хотя в действительности для боязни нет объективных причин. Однако иррациональный страх, овладевший водителем, вполне может спровоцировать ДТП, так как во время приступа у человека наблюдается резкое ухудшение самочувствия:

  • учащается сердцебиение,
  • отмечается помутнение в глазах,
  • могут возникнуть боли в животе, приступы тошноты и рвоты,
  • чувствуется слабость в теле,
  • немеют конечности,
  • бывают случаи потери ориентации.

Лечение амаксофобии

При лёгкой форме расстройства у пациентов наблюдается лишь слабая нервозность во время использования транспорта. По мнению психологов, такую степень амаксофобии лечить не стоит, так как она является надёжным защитным механизмом.

Испытывающий тревогу человек не сядет в автомобиль, если не будет полностью уверен в исправности машины и в надёжности водителя. Амаксофоб избежит поездки с неопытным или нетрезвым водителем, а также с тем, кто пренебрегает правилами дорожного движения.

Также специалисты придерживаются мнения, что нет необходимости лечить детскую амаксофобия, так как её проявление является признаком нормального развития личности. На определённом этапе развития неокрепшей психики страх перед небезопасным и сложным техническим средством является нормой.

Вождения за рулем

Амаксофоб нуждается в помощи специалиста в том случае, если страх перед транспортом негативно сказывается на качестве жизни. При серьёзных формах заболевания приступ иррационального страха появляется при одной мысли о возможности ДТП.

Метод лечения подбирается в зависимости от степени тяжести фобии. В некоторых случаях бывает достаточно нескольких сеансов групповой терапии. При амаксофобии действенной является аффирмация и аутотренинг. В тяжёлых случаях фобии используются техники гипноза.

Фобии, связанные с боязнью отдельных видов транспорта:

  1. Аэрофобия – боязнь летать на самолёте.
  2. Сидеродромофобия – боязнь ездить на поезде.
  3. Гамаксофобия – боязнь колёсного транспорта.
  4. Циклофобия – боязнь двухколёсного транспорта.
  5. Навтофобия – боязнь кораблей, лодок.
  6. Метрофобия – боязнь пользоваться метро.
  7. Омнибусофобия – боязнь автобусов.

Рациональный страх вождения

Беспокойство, овладевающее человеком при необходимости сесть за руль, далеко не всегда говорит о наличии фобии. Боязнь вождения — очень частое явление. Рациональный страх обычно не связан с пережитым ДТП, а является следствием неопытности. Управлять автомобилем боятся водители-новички и водители, долгое время не садившиеся за руль.

Беспокойства неопытных водителей:

  1. Непривыкший к габаритам своей машины человек боится не разъехаться со встречным транспортом.
  2. Незнание внутреннего устройства автомобиля и основных принципов его работы порождает страх того, что машина неожиданно выйдет из-под контроля.
  3. Человек, сомневающийся в своих знаниях ПДД, часто боится совершить ДТП или наезд на пешехода.
  4. Неопытный водитель опасается вызвать на себя гнев со стороны других участников дорожного движения.
  5. Опытные автолюбители утверждают, что самая большая ошибка новичка – избегание водительского кресла. От всех беспокойств способен избавить только опыт.

Автомобиль и первый негативный опыт человечества

Первое ДТП с участием самоходных машин произошло в Париже в 1771 году. Чтобы избежать наезда на находившихся на дороге детей, управляющий самодельным паровым тягачом инженер Куньо вынужден был повернуть и врезался в стену оружейного склада.

ДТП с участием двух транспортных средств (электромобиль и велосипед) произошло в Нью-Йорке 30 мая 1896 года. Пострадавший велосипедист получил травму в виде перелома ноги.

Первая машина, историческая фотография
Первый автомобиль

Первый арест за превышение скорости был произведён также в Нью-Йорке. Задержанным оказался таксист, неосмотрительно разогнавшийся до скорости 19 км/ч.

Первый несчастный случай, повлёкший гибель пешехода, произошёл в Англии в 1831 году. Под колёсами автомобиля погибла неожиданно вышедшая на дорогу женщина.
Эти события открыли непрерывно пополняющийся список дорожно-транспортных происшествий.

Ссылка на основную публикацию