Загорский эксперимент

Загорский эксперимент – экспериментальное обучение четверых слепоглухих воспитанников Загорского интерната в Московском Государственном Университете под руководством советских дефектологов И. А Соколянского и А. И Мещерякова.

Исследователи хотели доказать, что люди с нарушением зрения и слуха могут быть способны к обучению и получению высшего образования наравне с остальными.

Исследованиями И. А Соколянского и А. И Мещерякова очень интересовался советский философ Ильенков Эвальд Васильевич. В то время как превалировало мнение о неспособности слепоглухого человека быть полноценным членом общества, Ильенков полагал, что социализация (формирование «человеческой психики») зависит только от практической деятельности личности.

Все рефлексы (кроме самых примитивных) формируются в процессе социальной активности человека.

Слепоглухой ребёнок отличается от сверстников только тем, что его сознание развивается постепенно. Если здоровые дети изначально оказываются в неконтролируемой педагогической среде, то слепоглухие малыши могут познать мир только с посторонней помощью (под руководством педагога).

Ильенков полагал, что развитие личности на 100 процентов зависит от социальных условий.  Любой человек способен добиться успехов, если окружающая среда соответствует его требованиям, а безуспешность является результатом лени и педагогической некомпетентности.

Загорский интернат

Загорский интернат был создан в 1963 году и представлял собой специализированное учебное заведение, целевой группой которого стали слепоглухие детей. Основателем учреждения являлся А. И. Мещеряков.

Деятельность психолога и дефектолога была направлена на исследование воспитанников интерната, а также на организацию их максимальной социализации и обучение. Учёным была разработана общеобразовательная программа, предназначенная специально для детей, страдающих отсутствием слуха и зрения.
Загорский эксперимент

В Загорском интернате первостепенно ребёнку прививались навыки самообслуживания. Справляться с каждодневными бытовыми трудностями воспитанник учился постепенно. Сначала все потребности подопечных удовлетворялись взрослыми, затем, поощряя самостоятельность, педагоги разделяли действия с детьми.

Со временем ребёнок становился относительно независимым в быту. Воспитанники интерната могли самостоятельно кушать, стирать, подниматься по лестнице. Для того, чтобы дети могли легко ориентироваться внутри заведения, вещи в помещениях всегда располагались на одних и тех же местах. Ощупывая окружающие предметы, слепоглухой ребёнок мог определить своё местоположение.
Воспитанники интерната обучались следующим навыкам:

  • дактильный алфавит,
  • азбука Брайля,
  • владение печатное машинкой Брайля,
  • «слепое» владение обычной печатной машинкой,
  • лепка,
  • столярное дело (мальчики),
  • шитьё (девочки).

Для каждого ученика была составлена индивидуальная программа, которая соответствовала скорости обучения ребёнка. В общем за 9 лет в интернате дети получали знания, которыми в обычной школе ученики овладевают ещё в начальных классах.

Программа старшеклассников была составлена на 7 лет. В число преподаваемых дисциплин не входила только химия, так как её невозможно передать тактильно.

В ходе Загорского эксперимента высшее образование получили выходцы именно из этого интерната.

На психологический факультет МГУ поступили:

  1. Юрий Лернер. С четырёх лет мальчик страдал слепотой, а в семь лет потерял слух. В Загорском интернате начал учиться в 17 лет.
  2. Сергей Сироткин. У ребёнка с рождения были диагностированы тугоухость и слабость зрения, к пяти годам мальчик полностью ослеп. Воспитанником интерната стал в 14 лет.
  3. Наталья Корнеева. Девочка с рождения плохо слышала и видела, а в 9 лет слышать перестала совсем. Была зачислена в интернат в 13 лет.
  4. Александр Суворов. В возрасте трёх лет ребёнок не мог видеть, а в 11 лет – слышать. Обучался в интернате с 11 лет.

Все четверо обладали речью, понятной для других.

Особенности образовательного процесса

В 1974 году после вступительных экзаменов, сданных наравне с другими поступающими, слепоглухие абитуриенты были зачислены на психологический факультет в МГУ.

Для четвёрки из Загорского интерната были созданы специальные условия. Слепоглухому ученику был предоставлен личный сурдопереводчик. Художественную литературу студенты перечитывали в азбуке Брайля. На семинарах с участием других студентов использовалось устройство, способное перевести печатный текст в азбуку Брайля и обратно (телетактор).

Результаты эксперимента

Через 6 лет (на год позже слышащих и видящих студентов) после поступления четвёрка успешно закончила обучение. Все участники эксперимента смогли реализоваться в трудовой деятельности.

В 1981 году за создание научной системы обучения слепоглухих детей И. А Соколянский и А. И Мещеряков (посмертно) получили Государственную премию СССР

Критика Загорского эксперимента

В большей степени критике подвергался не сам эксперимент, а позиция Ильенкова. По мнению философа, успехи четвёрки студентов подтвердили, что «человеческая психика» может быть сформирована у любого ребёнка.

Оппоненты философа утверждали, что эксперимент несовершенен, так как исследуемые студенты не были слепоглухими от рождения, какое-то время они были частью социума. Сергей Сироткин обладал остаточным слухом, а Наталья Корнеева имела остаточное зрение.

Эти обстоятельства не позволяют утверждать, что человек полностью слепоглухой от рождения может стать полноценным членом общества. Но по определенной программе и обучению вполне могут состязаться и быть успешней в некоторых областях.

Ссылка на основную публикацию