Какое значение имеет экспериментальный метод для психологии?

Одним из самых авторитетных методов в любой науке является эксперимент, который ученый обычно проводит в рамках своего научного исследования. Эксперимент помогает проверить разные гипотезы и установить связи между объектами или явлениями.

Экспериментальный метод обладает рядом преимуществ перед другими – например, исследователь может сам создавать среду для своих опытов вместо того, чтобы ждать удобного случая или искать необходимые условия в окружающем мире. К тому же, исследователь может самостоятельно диктовать обстоятельства, при которых проводится эксперимент – что-то изолировать, что-то добавлять, и, таким образом, выявлять различные закономерности в изучаемом объекте. Именно эксперимент считается основным двигателем практически любой науки.

Эксперименты над людьми

Важнейшая задача любого психологического эксперимента – сделать разнообразные особенности внутреннего психического процесса доступными для внешнего наблюдения. Изменяя внешние условия, исследователь ищет необходимую ситуацию, отражающую адекватное выражение внутреннего психологического содержания. Для достижения цели психологического эксперимента очень важно правильно интерпретировать действия и поступки человека.

Немецкий физиолог В.Вундт, основатель экспериментальной и когнитивной психологии, считал человеческое сознание подобным сложному химическому веществу, которое удобнее всего изучать, разбив на составные элементы. Однако постепенно экспериментальная психология стала использовать альтернативные подходы, основанные на новейших открытиях в области изучения человеческой памяти. Эксперимент поднялся на уровень выше и стал использоваться для изучения высших психических процессов, протекающих в определенных физических условиях.

На протяжении первой половины ХХ века эксперимент широко применялся в различных областях психологической науки – в общей и возрастной психологии, в психологии животных и т.д. Было разработано множество методик, не уступавших по сложности естественнонаучным изысканиям физиков и химиков. Однако, поскольку предметом изучения в психологии является такое сложное явление, как человек – со временем были выявлены и некоторые недостатки психологического эксперимента.

Во-первых, всякий эксперимент в некотором роде является искусственным. Это обстоятельство особенно актуально, если речь идет о психологии. Во время проведения эксперимента создаются определенные условия, и чаще всего человек оказывается лишенным многих факторов и явлений повседневной жизни, которые оказывают очень важное влияние на восприятие и формирование его картины мира. Следовательно, и конечный результат может оказаться весьма неожиданным и трудно применимым к дальнейшей работе.

Следующая трудность заключается в абстрактности лабораторного эксперимента, его оторванности от реальной жизни. Изучая различные психологические процессы, исследователь создает условия, которые порой оказываются весьма далекими от привычных человеку в повседневной жизни. Человек оказывается как бы изолированным. В этом случае результат эксперимента может получиться предельно общим и абстрактным, и извлечь из него практическую пользу для человечества будет трудно.

Наконец, один из главных и наиболее спорных моментов – вопрос воздействия исследователя на испытуемого. Человеческий фактор в психологии играет первостепенную роль, и испытуемый в любом случае ощущает влияние – даже если ученый не инструктирует его лично, человек прекрасно осознает, что является объектом наблюдения, а это существенно влияет на его реакции.

Было выявлено, что влияние – прямое или опосредованное – неизбежно при проведении эксперимента, и дальнейшие исследования были посвящены тому, чтобы найти способ использовать это влияние максимально деликатно и умело организовать работу лабораторий. Поскольку одним из основных направлений изучения является детская психология, очень важно свести к минимуму любое вредное влияние на личность.

В начале ХХ века русский психолог А. Ф. Лазурский внедрил экспериментальную методику под названием «естественный эксперимент», суть которой заключалась в следующем: исследования проводились в естественных условиях, максимально приближенных к обычной повседневной деятельности испытуемого, который даже не подозревал о том, что участвует в исследовании – например, при изучении взаимосвязи некоторых школьных предметов на психические процессы детей.

Но, как это ни парадоксально, полностью избежать влияния в данной сфере невозможно, да и не нужно, потому что любой ребенок развивается должным образом лишь в условиях воспитания и обучения, которые сами по себе предполагают воздействие. Главный принцип возрастной психологии – изучать и обучать одновременно, стараясь не только всесторонне изучить уровень развития ребенка, но и помочь ему продвинуться на следующий.

Ссылка на основную публикацию