Эксперимент в 10 классе «Третья волна»

История об эксперименте, который чуть не стал величайшим скандалом в стране, позиционирующей себя колыбелью демократии, долго удавалось не придавать огласке. Все потому, что многие его участники стыдились того, что они делали во время его проведения.

В 1967 году Рону Джонсу, учителю истории в небольшом городке штата Калифорния (США), едва не удалось организовать новое фашистское движение. Чего в его целях и не было.

Учитель истории Рон Джон

С учениками 10-го класса они проходили авторитаризм в Германии. Во время лекции один из учеников поинтересовался причинами массовой поддержки фюрера, в то время, когда их соседи и знакомые бесследно пропадали и по всей стране строились концентрационные лагеря.

На какое-то мгновение педагог растерялся, обдумывая ответ. Так как учебный процесс немного перескочил вперед, ему пришла идея потратить всю выпавшую неделю на проведения эксперимента.

День первый: выработка дисциплины

Лекция понедельника была посвящена дисциплине. Рон Джонс приводил примеры сосредоточенности спортсменов, их воле к победе, мастерства творческих личностей, усовершенствовавших свое умение. Он утверждал, что первоочередным на пути к дисциплине является строгий контроль за своей осанкой. На своем примере он показал, как правильно садиться за парту, и потребовал повторить за ним.

После ученики класса тренировались входить в помещение организованно, и также занимать свои места. Отвечать тоже стали по-другому. Рон Джонс поощрял краткость,четкость и скорость ответов своих учеников, не заостряя внимание на их правильности. И, что интересно, вовлечь в беседу удалось таким образом даже самых неактивных из учеников. Что распекало учителя продолжать эксперимент.

День второй: братство

Высокие результаты предыдущего занятия были налицо. Войдя в класс, Джонс не услышал привычного шума, наоборот, все юноши и девушки сидели тихо, внимательно смотрели на него и ждали начала лекции. Лекция второго дня была посвящена взаимовыручке и единству.

Учитель рассказывал, что каждый придет к успеху, будучи частью крепко сплоченного коллектива. Подкрепляя слова жизненными примерами из своей биографии. Он велел всем встать из-за парт и скандировать лозунг, воспевающий дисциплину и единение.

Логотип
В классе «Третья волна» появился свой герб

Что сразу сблизило и приободрило присутствующих. Заканчивая лекцию, Джонс предложил всем назваться «Третьей волной». Предлагалось и приветствовать членов специальным движением руки, отдаленно напоминающим приветствие гитлеровцев – отведя в сторону согнутую руку.

Название «Третья волна» пришло в голову преподавателя неспроста. Он занимался серфингом в свободное время, а серферы считают третью волну самой крупной и сильной.

День третий: действие

«Особые уроки истории» недолго были секретом, молва распространилась по всей школе. К классу мистера Джонса присоединились еще 13 учеников. Так же он выбрал среди ребят троих осведомителей, чтобы те докладывали о противниках новых правил. После педагог объявил, что всякая идея должна подкрепляться делами.

Каждому он выдал задание. Кто-то разрабатывал логотип, кто-то должен был запомнить адреса всех участников эксперимента. Еще группе подопытных он выдал задание научить нескольких учеников из других классов правильной посадке за партой.

Разработка отличительного знака

Самый крупный из класса парень, не отличавшийся успеваемостью, вызвался быть телохранителем Джонса. И ходил за ним по пятам все время. Джонс раздал ученикам по несколько членских карточек и продиктовал правила приёма новеньких в «Третью волну».

Одно из них – поручительство действующего участника. В конце дня к движению примкнуло уже 200 школьников. Кроме того, на его удивление, родители и руководящий состав школы не имели ничего против, они даже были рады возросшему уровню дисциплины в классе, не подозревая, что происходит.

Сам директор приветствовал учеников жестом «Третьей волны». Только трое девочек из еврейских семей пожаловались родителям. Но раввин, узнав от учителя, что это все часть процесса обучения обещал их успокоить. Но вечером один из родителей ворвался в кабинет Джонса и разгромил там все. Он жил в Германии при нацистах и был узником лагерей. Он помнил, как все начиналось тогда и сразу сопоставил действия в классе с началом нацистского движения в его бывшей стране.

День четвертый: превосходство

Утром Джонс встретился с этим человеком у дверей своей аудитории. По его лицу видно было, что он пережил нервное потрясение. Мужчина извинился за свое поведение и просил проводить его домой. Учитель понимал, что движение набирает слишком сильные обороты. Уже более чем 20 из членов «волны» доносили на однокурсников. Случались эпизоды расправы над непокорными новой идее. А некоторые глубоко прониклись «игрой», найдя себя в общем деле.

Конец эксперимента подвел бы их под удар. Джонс не хотел этого допустить. Последняя лекция посвящалась чувству превосходства, гордости. Рон Джонс сказал ученикам, что подобные ячейки создаются по всем Соединенным штатам Америки.

«Третья волна» — национальный политический курс, а те, кто принял в нем участие – избранные, за которыми новое будущее Штатов. А на следующий день по телевизору покажут выступление кандидата в президенты с речью о дальнейших планах. День пятый: конец «Третьей волны» Больше двухсот школьников набилось в помещение. Между ними пробегали туда-сюда фотографы (подговоренные приятели Джонса). В нужное время часовые, из числа учащихся, закрыли двери аудитории.

Начало собранию было объявлено. Участники «Третьей волны» подняли руки в своем особом приветствии и вместе хором дружно выкрикнули лозунги. Рон включил телевизор, но на экране ничего не было. Волнение пронеслось по аудитории. Кто-то выкрикивал с места о своем недовольстве. И тут Джонс рассказал им, что никакой госпрограммы нет.

Описания
Третья Волна — заглянуть внутрь фашизма. Школьная газета.

Он объяснил им, что их ошибкой было полагать, что они лучше остальных, только лишь потому, что свою свободу личности, индивидуальность променяли за удобства, получаемые от дисциплины и превосходства. Ошибка отказаться от своих убеждений, перенимая волю группы. Со словами «я покажу к чему вы шли»

Джонс показал им кино о нацистской Германии, с кадрами кинохроники из лагерей смерти. После показа ролика он уверил присутствующих, что им будет стыдно признаться в этом в будущем, что они присутствовали на последнем сборе «братства», если они легко воспроизвели менталитет немцев.

Многие из учеников плакали, узнав правду. Но благодаря такому опасному эксперименту Рон Джонс воссоздал немецкий менталитет времен правления Гитлера и ответил на вопрос своего ученика: почему немцы так себя вели, зная о преступлениях, которые творились руками их лидеров.

Экранизация

1981. Волна (анг. The Wave)

Фильм рассказывает о реальном эксперименте, начавшимся случайно, проведенным школьным учителем истории в 10 классе, для того, чтобы ответить на вопрос учеников, «Как немцы могли допустить приход нацистов власти. Каким образом нацисты смогли совершать массовые убийства и никто не выступил против…».

2008. Эксперимент 2: Волна (нем. Die Welle)

В 2008 году в Германии вышел фильм, являющийся ремейком.

Кадр из фильма
Кадр из фильма Эксперимент 2: Волна (нем. Die Welle). 2008

 

Ссылка на основную публикацию