Правило некрасивой подруги

Доктор Николас Фёрл из Лондонского Королевского университета Холлоуэй провёл интересное исследование, вдохновлённое поп-культурными телевизионными треками из фильмов. В своём исследовании он исследовал феномен восприятия физической привлекательности в зависимости от привлекательности окружающих. Их результат, кажется, противоречит популярной гипотезе о том, что существуют постоянные признаки, считающиеся привлекательными.

Каждый из нас, смотря американские фильмы или сериалы, сталкивался с так называемой звездой школьного телевидения, окружённой в старшей школе группой (обычно немного) менее привлекательных друзей из неё.

Так называемая королева пчёл встречается с ними, как правило, с самым большим школьным «качком», позволяя другим друзьям встречаться с его уродливыми подругами. Хотя в современной науке предполагается, что в соответствии с эффектом сходства мы склонны дружить с людьми, которые физически похожи на нас, а также с точки зрения привлекательности, исследователи недавно обнаружили след довольно интересного эффекта, знакомого нам по голливудским шуткам.

Эксперимент
Скриншет с научной публикации «Facial attractiveness choices predicted by divisive normalization»

Их результаты, опубликованные в 2016 году в журнале «Психологическая наука», показывают, что оценка привлекательности данного человека другими людьми различается в зависимости от типа людей в привлекательном — непривлекательном измерении.

Вопреки распространённому мнению, что оценка привлекательности постоянна, результаты этого исследования показывают, что среднее привлекательное лицо, представленное среди других, менее привлекательных, кажется более привлекательным, чем выставленное отдельно.

Участники исследования.

В исследовании приняли участие 40 студентов и сотрудников Royal Holloway Лондонского университета в возрасте 18–23 лет в эксперименте по оценке привлекательности и в возрасте 18–55 лет в эксперименте, по оценке среднего внешнего вида. Кроме того, доля в исследовании привлекательности была удостоена путёвки в магазин Amazon за 28 долларов, в то время как в эксперименте средний вид ваучера составлял 8 долларов. Оба эксперимента были одобрены Комитетом по профессиональной этике Лондонского университета.

Методология исследования.

Эксперимент проходил в двух вариантах с одинаковой процедурой. В первом из них, участникам были представлены 30 фотографий (15 женщин и 15 мужчин) из набора «Направленные эмоциональные лица (KDEF)». На первом этапе эксперимента их попросили оценить их привлекательность или уровень посредственности. Исследование проводилось на компьютере, и стимулы были представлены последовательно или случайным образом, дважды. Оценка привлекательности или степени посредственности лица осуществлялась путём щелчка по горизонтальной линии под фотографией, представляющей от 0 до 1. Впоследствии результаты, полученные в результате обеих оценок, были усреднены во время теста.

Доктор Фёрл .Вышестоящий преподаватель психологии в Королевском университете Холлоуэй в Лондоне (RHUL) в Великобритании.

Затем привлекательное лицо было помещено среди фотографий лиц, которые были признаны непривлекательными, и потребовало переоценки. Оценка привлекательности лица, ранее считавшаяся привлекательной, увеличилась по сравнению с предыдущей оценкой. На следующем этапе исследования участникам были представлены два ранее рассмотренных привлекательных лица среди лиц, определённых как непривлекательные.

Эксперимент, сфокусированный на аспекте привлекательности, показал, что субъекты с большей вероятностью оценивают один элемент как более привлекательный, чем другой, если на заднем плане появляются другие непривлекательные стимулы, даже если стимул ранее считался непривлекательным. Это означает, что мы с большей вероятностью будем сравнивать уровень привлекательности в зависимости от контекста и количества доступных вариантов.

Более того, менее привлекательные лица увеличивали чувствительность к различиям между двумя привлекательными лицами. Оценщики стали более требовательны, критичны и требовательны к оценке уровня привлекательности. Аналогичные результаты были достигнуты при представлении лиц, ранее считавшихся посредственными. Их привлекательность увеличивается или уменьшается в зависимости от контекста.

Подводя итоги исследования: чем больше отвлекающих факторов считалось непривлекательными, тем более заметной была разница в оценке привлекательности лица, уже оценённого один раз во время исследования, лишённого других стимулов, как правило, привлекательного. Аналогичные результаты были получены при манипулировании с лицами, считающимися умеренно привлекательными.

В ходе исследования уровень критиков повышался в сторону привлекательных лиц. Доктор Фёрл обращает внимание на тот факт, что присутствие многих привлекательных лиц среди непривлекательных, может сделать нас более разборчивыми. Исследователь выдвигает гипотезу, что присутствие лиц, считающихся непривлекательными, усиливает различия между привлекательными лицами, что делает оценку более сосредоточенной на деталях.

Объясняя вышеупомянутый эффект, автор исследования ссылается на Теорию нормализации, согласно которой нейронные сети реагируют на реальность в целом из-за когнитивной перегрузки. Нормализация также предполагает принятие решений между многими вариантами.

Оценка стоимости одного из них в контексте целого будет разделена на оценку каждого из них в отдельности. Furl (2016) указывает, что объекты, оцениваемые отдельно в терминах значения как лучшее -3, среднее-2, слабое-1, вместе будут оцениваться как среднее из этих значений в соответствии с формулой нормализованного деления 3 / (3 + 2 + 1) = 1 / 2. Это, в свою очередь, может быть связано с увеличением или снижением уровня индивидуальной привлекательности.

Вывод из исследования.

Согласно тезису доктора Фурла, результаты этих исследований могут указывать на зависимость физической оценки данного человека от окружающей среды человека, в котором она находится. Это означает, что оценка привлекательности не является постоянной, а колеблется в зависимости от контекста. Наполовину в шутку, наполовину всерьёз, можно сказать, что в ситуации, когда мы ищем партнёра, лучше избавиться от конкурентов…

Более детальная публикация  на английском языке: https://pdfs.semanticscholar.org/c59f/b0d4968fe2fe3bca57a771e478fdbb529b01.pdf?_ga=2.18993464.1873182300.1560799000-1069031736.1560799000

Ссылка на основную публикацию