Латиноамериканский опыт может быть полезен России
Виктор Семенов
Меры государств Латинской Америки по противодействию негативному влиянию мирового кризиса определялись как особенностями ситуации в каждом из них с ресурсами, которыми они располагают, так и характером и долговременными целями политики правительств. Согласно оценкам экспертов, в регионе выделяется ряд стран, проводящих адекватную политику и относительно успешно преодолевающих последствия кризиса, и есть страны, где антикризисные меры существенно не улучшают ситуацию.
Бывший руководитель Всемирного банка Д. Кауфман в августе 2009 г. к первой группе причислил Колумбию, Чили и Бразилию, а во вторую включил Венесуэлу, Эквадор и Аргентину. Кроме того, статистические данные свидетельствуют о том, что в числе наиболее пострадавших от кризиса находится Мексика, а среди понесших наименьшие потери – Перу. Почти все эти государства (за исключением Эквадора) относятся к крупнейшим и ведущим в регионе, что определяет репрезентативность выводов, полученных в результате анализа их антикризисных мер.
Большинство из них по классификации МВФ1 принадлежит к группе стран-экспортеров, ключевыми принципами экономической политики которых являются установление целевого показателя инфляции и регулирование роста цен посредством изменения курса национальной валюты и уровня учетной ставки. Экономическая политика таких чистых экспортеров, как Аргентина, Венесуэла и Эквадор, отличается высоким уровнем вмешательства государства в экономику, стремлением ограничить влияние рынка и деятельность частного капитала. Все эти страны пострадали (хотя и в различной степени) от снижения внешнего спроса, ужесточения условий внешнего финансирования и сокращения денежных переводов на родину латиноамериканцев, работающих за рубежом.
Далее будут проанализированы антикризисные меры, относящиеся к кредитно-денежной, бюджетной и внешней сфере.
Меры кредитно-денежной политики
Правительство Бразилии, учитывая тенденцию к снижению инфляции, вызванному ослаблением курса реала, с января 2009 г. предприняло меры по смягчению кредитно-денежной политики с целью оживления экономики. Учетная ставка снизилась с 13,75% в декабре 2008 г. до 8,75% в октябре 2009 г. Снижение резервных требований обеспечило пополнение ликвидности, эквивалентное 3,5% ВВП. В ноябре 2009 г. инфляция (на годовом уровне) составила 4,17% при целевом показателе в 4,5%2.
Проведение аналогичной политики в Мексике позволило снизить учетные ставки с 8,25% в январе до 4,5% в ноябре 2009 г. Инъекция ликвидных ресурсов в банковскую систему осуществлялась путем выкупа средне- и долгосрочных правительственных ценных бумаг на сумму 2,8 млрд долл., а также путем обмена долгосрочных финансовых инструментов с фиксированной ставкой общей стоимостью в 6 млрд долл. на краткосрочные с переменной ставкой. Инфляция (на годовом уровне) в октябре составила 4,5% (6,5% в январе) при целевом показателе в 3,0%3.
В Колумбии использование валютного курса в качестве регулятора инфляции позволило приостановить, а затем и снизить рост цен с 7,5% в ноябре 2008 г. до 6,1% в марте 2009 г. При этом песо в период с сентября 2008 г. по март 2009 г. обесценился на 20%. Учетная ставка была снижена с 10% в декабре 2008 г. до 4,5% в июне 2009 г. Кроме того, ЦБ понизил резервные требования и предоставлял банкам ликвидность посредством операций репо (кредитов под залог ценных бумаг). Инфляция (на годовом уровне) составила в октябре 2,72% при целевом показателе в диапазоне от 4,5 до 5,5%4.
ЦБ Перу, учитывая как нехватку ликвидности и снижение притока капиталов, так и рост инфляции осенью 2008 г., принял решение сохранять с сентября неизменной учетную ставку на уровне 6,5%, но снизить резервные требования и пополнять ликвидность посредством соглашений репо. В связи со снижением инфляции в январе 2009 г. ЦБ с февраля начал снижать ставку. В ноябре она составила 1,25%. В октябре 2009 г. инфляция (на годовом уровне) составила 0,71% при целевом показателе в 1–3%5.
В Чили в четвертом квартале 2008 г. благодаря ослаблению валютного курса на 19,3% инфляция была снижена с 9,3 до 8,6%. Учитывая это, в октябре были предприняты меры по поддержке банковской системы, мелкого бизнеса и экспорта путем инъекции в экономику ликвидных ресурсов: 700 млн долл. было выделено банкам и 850 млн долл. – мелким компаниям и экспортерам. С января по ноябрь 2009 г. ЦБ снизил учетную ставку с 8,25 до 0,5%. Инфляция во втором квартале снизилась до 3,1%. В октябре 2009 г. индекс потребительских цен (на годовом уровне) зафиксировал дефляцию (–1,9%) при целевом показателе в интервале 2–4%6.
В странах второй группы предпринятые меры оказались менее эффективными. В Аргентине, несмотря на значительный рост с июля 2008 г. государственных расходов и связанный с этим рост потребительского спроса, инфляция, по данным госстатистики, снизилась с 6,8 до 5,3% в январе–июне, а затем повысилась до 6,5% в октябре 2009 г., хотя частные национальные источники оценивают ее двузначной величиной. Правительство ослабляло кредитно-денежную политику путем постепенного снижения учетной ставки – с 12,5% в январе 2009 г. до 11,0% в октябре7. Были снижены резервные требования. ЦБ расширил предоставление ликвидности, в три раза увеличив кредитные линии местным банкам, а также осуществляя программу автоматического ежедневного выкупа ценных бумаг со сроком оплаты в последующем полугодии.
В Венесуэле в результате снижения ЦБ максимальной ставки для активных операций средневзвешенная ставка универсальных и коммерческих банков за период с января по конец августа 2009 г. снизилась примерно на 4%8. В марте 2009 г. были уменьшены на 2% (до 25%) резервные требования в местной валюте на дополнительные обязательства, возникшие в банковской системе с середины июля 2006 г. Годовую инфляцию в стране МВФ оценил в октябре 2009 г. в 29,5%.
В Эквадоре первые меры в кредитно-денежной сфере после объявленного в декабре 2008 г. дефолта по внешним обязательствам предусматривали отсрочку в снижении банковских ставок до июня 2009 г., разрешение снизить банковские резервы на величину, превышающую минимально установленный уровень; кредиты государственным служащим (в размере до трехкратной заработной платы) с целью стимулировать внутренний спрос. В октябре 2009 г. фактическая процентная ставка для корпораций равнялась 9,19% (9,24% в октябре 2008 г.)9. Инфляция, накопленная за период с января по октябрь 2009 г., составила 3,12% (8,66% за тот же период 2008 г.).
Бюджетная политика
В Бразилии в 2009 г. правительство существенно увеличило финансирование экономики, важнейшим каналом которого является Национальный банк социально-экономического развития (Banco nacional de desenvol-vimiento econômico y social, BNDES). За 2008–2009 гг. он получил от правительства дополнительные ресурсы на сумму, эквивалентную 3,5% ВВП. 53% выплат банка за первые семь месяцев 2009 г. были направлены в промышленность, 33% – на реализацию объектов инфраструктуры10. По мере восстановления кредитного рынка существенная часть прироста финансирования банка стала предоставляться населению – преимущественно на жилищное строительство. В 2009 г. кредитные портфели госбанков выросли на 10,9% (на них в июне 2009 г. пришлось 38,6% всех займов) по сравнению с 1,4% у частных национальных банков (41,6% всех займов) и 1,9% у иностранных банков (19,8%).
Ввиду снижения на 7% доходов в январе – мае 2009 г. правительство корректировало объемы государственных инвестиций и использовало ресурсы из фонда суверенного благосостояния. С целью стимулирования как потребления (общий эффект – 3,7 млрд долл.), так и производства (около 1,5 млрд долл. на развитие Амазонии) многократно снижались налоги. В июне 2009 г. было принято решение об увеличении с 60 тыс. до 20 млн реалов размера максимальных страховых выплат по срочным банковским вкладам, а также об увеличении кредитной поддержки предприятий, прежде всего средних и мелких. Рассмотренные меры обеспечили стабилизацию внутреннего финансового рынка и преодоление тенденции к экономическому спаду. В июле 2009 г. правительство повысило на 9,7% размер пособия в рамках программы борьбы с бедностью. Это способствовало как лучшей защищенности беднейшего населения, так и росту потребления.
В Мексике в конце 2008 г. и в 2009 г. ЦБ и Банк развития страны (Nafin) ввели ряд программ поддержки реального сектора экономики. Программа стимулирования роста и занятости (октябрь 2008 г., общие затраты – 11,9 млрд долл.) предусматривала, в частности, выделение 2,7 млрд долл. в виде кредитов мелким и средним предприятиям и 3,2 млрд долл. – в форме поддержки частных кредитов сектору жилищного строительства. Кроме того, ресурсы в размере 3,8 млрд долл. направлялись на обеспечение дополнительных гарантий биржевых операций с долговыми обязательствами11. В феврале 2009 г. были объявлены меры по предоставлению кредитов 1,3 млн предприятий страны (главным образом мелких и средних) на общую сумму 12,8 млрд долл. В рамках программы поддержки 5900 предприятий-экспортеров было выделено 3,9 млрд долл. Правительство осуществило большое количество мер в рамках других программ по обеспечению занятости и по противодействию сокращению доходов населения. Проект бюджета на 2010 г. предполагал (в отличие от бюджета 2009 г.) снижение затрат. Уменьшение правительственных доходов компенсировалось за счет роста налоговых ставок и введения новых налогов.
В Колумбии с целью стимулирования экономики был снижен ряд налогов, включая налог на корпорации и гербовый сбор. При участии МАБР и Андской корпорации развития (АКР) образован Фонд развития инфраструктуры в 500 млн долл. Правительство выделило 2,4 млрд долл. на реализацию общественных работ (в том числе на дорожную сеть, строительство жилья, ирригацию) в 2009 г. Предполагалось, что, с учетом затрат других государственных образований, спрос госсектора экономики увеличится в 2009 г. на 5,5%. Было создано 250 тыс. новых рабочих мест для молодежи. На 7,7% увеличена минимальная зарплата. На 42% были увеличены социальные затраты, в том числе материальную поддержку на общую сумму в 710 млн долл. получили 1,5 млн семей.
В Перу в декабре 2008 г. президент объявил о реализации плана поддержки экономического роста, занятости и снижения бедности в период глобального кризиса. Он предусматривал стимулирование экономики в 2009–2010 гг. в размере 4,0 млрд долл. (3,2% ВВП). В 2009 г. планировалось израсходовать 1,650 млрд долл. на инфраструктурные работы, 290 млн долл. – на поддержку экспортеров нетрадиционных продуктов, мелких и средних предприятий и наемного персонала, и 230 млн долл. – на реализацию мер социальной защиты. Было принято решение воспользоваться для оплаты расходов средствами фонда бюджетной стабилизации, общий объем которых в марте 2009 г. составлял 1,8 млрд долл. Несмотря на падение экспорта на 15%, рост экономики Перу в первом полугодии 2009 г. составил 0,9%, что связано с правительственными усилиями по стимулированию внутреннего спроса.
В Чили в январе 2009 г. был обнародован план мер, направленных на стимулирование роста и занятости. Они предусматривали увеличение государственных расходов, налоговые стимулы и капиталовложения. Общий объем пакета мер составлял 4 млрд долл., или 2,8% ВВП. Стимулирование инвестиций и потребления осуществлялось за счет ликвидации в 2009 г. гербового сбора и введения других льгот. Объем государственных инвестиций и текущих затрат увеличивался на 1,55 млрд долл. Финансирование осуществлялось за счет Фонда экономической стабилизации и выпуска гособлигаций. 1,7 млн малообеспеченных семей предоставлялись ресурсы в размере 40–70 долл. в месяц. В бюджете на 2009 г. были предусмотрены меры антициклической политики: рост затрат на 5,7%, социальных затрат – на 7,8%, рост затрат на инфраструктуру. Инвестиции на жилищное строительство увеличились в 2009 г. на 10%.
Меры в сфере занятости предусматривали снижение налогов для работодателей в объеме их затрат на обучение персонала либо возможность заключения с ними соглашения на срок обучения (до пяти месяцев), в течение которых работник проходит его, получая 50% от своей средней зарплаты за последнее полугодие (но не более 320 долл.) Выплаты осуществлялись за счет предприятия и субсидий по страхованию от увольнения. Предусматривалась выплата субсидий работникам с низким уровнем зарплаты в возрасте от 18 до 24 лет. В июне 2009 г. были объявлены дополнительные меры с целью компенсировать падение на 24% доходов бюджета на 2009 г. и обеспечить увеличение расходов на 14,5%. Они финансируются за счет Фонда экономической стабилизации (4 млрд долл.) и выпуска гособлигаций (1,7 млрд долл.)
В Аргентине правительственные затраты за период с июля 2008 г. по июль 2009 г. выросли примерно на 30%, в связи с чем бюджет страны в 2009 г. был (впервые с 2003 г.) сведен с дефицитом. Объем государственных инвестиций эквивалентен 6% ВВП. Важным источником финансирования правительственных затрат стали ресурсы (около 30 млрд долл.) из национализированных в октябре 2008 г. частных пенсионных фондов.
Широко использовались налоговые льготы. Они предоставлялись, в частности, инвесторам, чьи проекты предусматривали значительное увеличение занятости и добавленной стоимости. В рамках общей суммы льгот мелким и средним предприятиям выделялись отдельные квоты. 800 тыс. наемных работников с низким и средним уровнем оплаты труда был снижен подоходный налог.
2 Латинская Америка, № 1 |
В Венесуэле в условиях снижения бюджетных доходов правительство приняло меры по поиску дополнительных ресурсов и сокращению расходов. Оно снизило на 6,7% объем расходов бюджета центрального правительства страны на 2009 г. (на 18% по сравнению с бюджетом 2008 г.) Финансирование бюджета увеличено за счет роста ставки налога на добавленную стоимость с 9% до 12%, повышения собираемости налогов и увеличения выпуска облигаций внутреннего долга с 5,6 до 15,8 млрд долл. На 20% была поднята минимальная зарплата. В августе 2009 г. было объявлено об увеличении расходов госбюджета на 9,3 млрд долл., или на 7,7%, в форме кредитов региональным и местным органам власти, а также на цели развития жилищного строительства, организацию общественных работ, развитие образования, здравоохранения и сельского хозяйства.
В Эквадоре поддержка финансового сектора предусматривала временное снижение налогов частным банкам и налоговые стимулы в случае выделения ими кредитов производственному сектору. Стимулирование реального сектора экономики осуществлялось с привлечением средств МАБР, путем отмены импортных пошлин на сырьевые товары и оборудование, не производимые в стране, и льготного кредитования экспортеров и предоставления им налоговых льгот. В августе президент страны объявил ряд новых мер, которые предусматривают, в частности, поддержку производственного сектора путем выделения ему 300 млн долл. из международных резервов страны, а также стимулирование спроса посредством снижения тарифов на финансовые операции, осуществляемые с помощью кредитных карточек.
Политика во внешнеэкономической сфере
В Бразилии существенную роль в стабилизации ситуации во внешнеэкономической сфере играл гибкий валютный курс. С сентября по декабрь 2008 г. реал обесценился на 23%, что сдерживало отток капитала из страны и падение золотовалютных резервов. В первом полугодии 2009 г. курс реала повысился по отношению к доллару на 17,%, и фондовый рынок страны оценивался как один из имеющих наиболее адекватные характеристики в глобальном масштабе. Финансово-экономической стабилизации способствовала переориентация внешних экономических связей Бразилии на Китай, который в 2009 г. занял место США в качестве ее главного торгового партнера, снизив ограничения на импорт бразильских цыплят и говядины. Китайский банк развития предоставил государственной нефтяной компании Petrobras кредит в 10 млрд долл. в счет будущих поставок в Китай бразильской нефти. Снижение импортных пошлин (на 306 наименований оборудования, промышленного сырья и лекарств) правительство сочетало с введением лицензий на импорт предметов потребления и некоторых средств производства.
В Мексике, учитывая продолжавшееся до марта 2009 г. обесценение песо, правительство осуществляло масштабные интервенции на валютном рынке. С октября 2008 г. по март 2009 г. ЦБ затратил на эти цели около 18 млрд долл. Ввиду снижения золотовалютных резервов (они снизились с 85,4 млрд долл. в конце 2008 г. до 76,9 и 73,3 млрд долл., соответственно, в апреле и июле 2009 г.), начиная с декабря 2008 г. правительство неоднократно прибегало к заимствованиям ресурсов у международных финансовых организаций. Общая сумма финансирования различных проектов, одобренного до мая 2009 г. ВБ и МАБР, составляет около 9 млрд долл. В апреле 2009 г. МВФ одобрил предоставление Мексике кредита в 47 млрд долл. для предотвращения негативных последствий кризиса на условиях использования его по мере необходимости. Мексика, как и Бразилия, заключила соглашение с Федеральной резервной системой США о валютном свопе на сумму до 30 млрд долл.
В Колумбии банк внешней торговли страны выделил ресурсы общим объемом в 910 млн долл. (мобилизованных за счет кредитов МАБР и АКР) на цели стимулирования экспортеров. Колумбия изыскала значительные средства по линии международных финансовых организаций и на двусторонней основе. 11 мая 2009 г. МВФ одобрил выделение стране стабилизационного кредита в 10,5 млрд долл. на условиях использования его по мере необходимости. МАБР и АКР предоставили ей льготное финансирование на сумму в 2,66 млрд долл. Кредит в 330 млн долл. на цели развития производства выделило стране правительство Испании.
В Перу правительство временно увеличило налоговые льготы на нетрадиционный экспорт с 5 до 8%. Для оплаты бюджетных расходов на 2010 г. был выпущен облигационный заем (Bono Global) на сумму в 1 млрд долл.
В Чили поддержка экспортеров, получивших правительственные кредиты, дополнительно осуществлялась путем предоставления свободного режима возврата кредита на выплату НДС для экспортеров. Пополнение долларовой ликвидности производилось посредством аукционов по покупке долларов12.
В Аргентине острой проблемой было бегство капиталов из страны при отсутствии возможностей мобилизации ресурсов на частных внешних рынках. Масштабы бегства были несколько уменьшены благодаря снижению курса песо. С декабря 2008 г. по июль 2009 г. песо обесценился на 10%. Правительству в 2009 г. удалось привлечь льготные ресурсы в виде финансирования ВБ общим объемом примерно в 1,3 млрд долл. 30 марта 2009 г. ЦБ достиг договоренности с центральным банком Китая о реализации валютного свопа на сумму в 10 млрд долл.
В августе 2009 г. были осуществлены выплаты по обслуживанию государственного облигационного займа на сумму в 2,25 млрд долл. – мера, призванная повысить доверие инвесторов. Поставлена цель урегулировать задолженность с Парижским клубом. Выплата долговых обязательств на 2010 г. объемом в 5 млрд долл. зависит от способности правительства ограничить бегство капитала и сократить госрасходы.
Стимулирование экспорта предусматривало снижение налогов на пшеницу, кукурузу, свежие фрукты и овощи. Меры по ограничению импорта включали введение лицензий на широкий круг товаров. По ряду товаров был увеличен срок выдачи лицензий.
Венесуэле, испытывающей острую нехватку внешних ресурсов, в апреле 2009 г. удалось заключить соглашение с Китаем о предоставлении ей до конца года 8 млрд долл. в счет будущих поставок нефти. Кроме того, кредит в 2,2 млрд долл. на закупку военной техники предоставила Россия. В связи с дефицитом ликвидных ресурсов казначейство и нефтяная госкорпорация PDVSA начали выпускать деноминированные в долларах облигации, которые компании и население могли покупать за боливары. Облигации затем продавались за доллары за рубежом и в соответствующие сроки предъявлялись к оплате. Этот механизм позволил сдерживать рост курса доллара на параллельном, т.е. черном рынке.
2* |
Правительство Эквадора выкупило в июне за 900 млн долл. (по цене в 35% от номинала) 91% обязательств, на которые оно ранее объявило дефолт. Это создало благоприятные предпосылки для получения внешнего финансирования. Международные финансовые организации предоставили Эквадору в общей сложности 1,5 млрд долл. Еще 1 млрд долл. Эквадор получил от Китая в счет будущих поставок нефти.
Выводы
Меры по противодействию кризису, введенные странами региона, в большинстве случаев оказались адекватными возникшим угрозам. Многие страны с успехом применяли механизм противодействия инфляции, основанный на установлении ее целевого показателя. В дальнейшем им, как правило, путем снижения учетных ставок, резервных требований, налогового стимулирования и увеличения затрат удавалось замедлить снижение экономической активности, а в некоторых случаях (Колумбия, Перу, Бразилия) и добиться начала ее оживления. Кроме того, использование данного механизма позволило предотвратить существенное сокращение инвалютных резервов. Страны этой (первой) группы добились более высокой эффективности кредитно-денежной политики. Из пяти государств только в Мексике инфляция превысила целевой показатель (4,5% против 3,0%). Всем странам удалось существенно снизить учетную ставку. В странах второй группы она находится на более высоком уровне. Кроме того, в Аргентине и Венесуэле значительно выше показатели инфляции.
Подавляющее большинство стран использовало в качестве антикризисных мер инвестиции в инфраструктуру и стимулирование строительства жилья. Ряд государств (Бразилия, Венесуэла, Эквадор) смогли в той или иной степени облегчить выход из кризисной ситуации путем переориентации внешнеэкономических связей на Китай.
Аргентина, Венесуэла и Эквадор из-за проводимой ими политики ограничения роли рынка и усиления вмешательства государства в экономику испытывали затруднения из-за ограниченности и менее благоприятных условий доступа на международные рынки капиталов. При этом наилучших результатов ко второй половине 2009 г. добился Эквадор. Ему удалось повысить объем собираемых налогов, снизить дефицит торгового баланса, восстановить объем международных резервов. Урегулирование отношений с международными кредиторами, получение новых многосторонних и двусторонних кредитов и рост цен на нефть повысили вероятность достижения этой страной положительного показателя динамики ВВП уже в 2009 г.
Перспективы Аргентины и Венесуэлы менее оптимистичны. По данным частных консультационных фирм, ВВП первой сократился в первом и втором квартале 2009 г., соответственно, на 4,9 и 6,6%13 (по официальным данным, в первом квартале был рост в 2%, во втором – спад в 0,8%). Большинство частных экспертов оценивают инфляцию величиной, превышающей 10%. В связи с ростом правительственных расходов бюджет будет сведен с дефицитом. Хотя Буэнос-Айрес погасил часть обязательств перед иностранными кредиторами, бегство капиталов из страны не остановлено. В 2010 г. правительству предстояло выплатить еще 5 млрд долл. в счет внешних обязательств. МВФ прогнозировало падение аргентинского ВВП в 2009 г. в 2,5%14, в то время как ЭКЛАК – рост в 0,7%.
Венесуэла – единственная из рассматриваемых стран, пошедшая на значительное уменьшение правительственных расходов. Но масштабное сокращение спроса привело лишь к незначительному снижению инфляции. На 2009 г. она оценивалась в 26% (29,5% по данным МВФ) при 31,8% в 2008 г. Сохранение фиксированного курса боливара и валютного контроля лишило управление экономикой гибкости, а принудительное установление низких цен на товары первой необходимости лишило производителей стимулов. Во втором квартале 2009 г. снижение ВВП составило 2,4%, в третьем — 4,5%. За три прошедших квартала падение ВВП составило 2,2%.
В Чили негативный эффект кризиса превзошел первоначальные ожидания правительства. Падение ВВП тесно коррелирует с динамикой снижения экспорта. Однако перспективы перехода экономики на положительную динамику ВВП в 2010 г. не вызывали сомнений. Чили оказалась единственной страной, не прибегнувшей в кризисный период к мобилизации внешних ресурсов.
Мексика – особый случай. Важной причиной того, что она пострадала от кризиса значительно больше, чем, например, Бразилия, является более сильная зависимость ее экономики от экспортных поступлений (доля экспорта в ВВП у Мексики примерно в два раза выше и достигает 30%), которые, как и у Бразилии, в 2009 г. снизились примерно на треть. Около 70% мексиканского экспорта идет в США.
Успешность многих антикризисных мер стран региона говорит об учете ими уроков предыдущих кризисов, включая «азиатский» и так называемое потерянное десятилетие 80-х годов.
Очевидно, что по большинству рассматриваемых показателей эффективности антикризисных мер Россия уступает ведущим странам региона. Прежде всего, это касается снижения объема ВВП, в меньшей мере – инфляции и учетной ставки. Единственным показателем, по которому Россия несколько опережает многие страны региона (исключая Мексику), является безработица. Это, отчасти, можно объяснить тем, что основным приоритетом в антикризисных программах России было поддержание на предкризисном уровне социальных показателей. Если, например, 53% выплат Национального банка социально-эконо-мического развития Бразилии за первые семь месяцев 2009 г. были направлены в промышленность, а 33% – на реализацию инфраструктурных объектов, то в России, в соответствии с Программой антикризисных мер правительства РФ на 2009 г., 31,6% из выделенных к концу июня 2009 г. средств были направлены в социальную сферу (включая поддержку занятости), 30,7% – на сохранение и повышение промышленного потенциала и 22,4% – на повышение устойчивости финансовой системы.
Как представляется, наметившемуся в России оживлению экономики могут способствовать госинвестиции в развитие инфраструктуры, которые до сих пор в правительственных антикризисных программах15 почти не фигурировали. В то же время латиноамериканскими странами эта антикризисная мера активно использовалась. Вместе с тем, Россия относительно большую долю антикризисных ресурсов направила в банковскую систему, но значительная их часть не дошла до производственных предприятий.
Одна из важных причин этого состоит в том, что у нас не нашлось столь же эффективного, как бразильский BNDES, посредника между правительством и реальным сектором экономики. Но верно и то, что российские банки опасаются невозврата кредитов предприятиями (многие из которых еще не рассчитались по старым долгам, в том числе и внешним) и ждут устойчивого оживления производства, что в Бразилии уже происходит. Поэтому основная причина того, что последствия мирового кризиса для Бразилии были значительно менее болезненными, чем для России, состоит не в том, что предпринятые в РФ антикризисные меры ошибочны, а в том, что Бразилия продвинулась гораздо дальше России на пути модернизации и диверсификации своей экономики, включая ее реальный сектор и банковскую систему и, таким образом, изначально была гораздо лучше подготовлена к противодействию кризису.
Примечания
[1] IMF. Regional Economic Outlook: Western Hemisphere, May 2009, p. 9.
2 Banco Central do Brazil. Brasília, 27.11.2009.
3 Banco de Mexico. México, 27.11.2009.
4 Banco de la República de Colombia. Bogotá, 27.11.2009.
5 Banco Central de Reserva del Perú. Lima, 27.11.2009.
6 Banco Central de Chile. Santiago de Chile, 27.11.2009.
7 Banco Central de la República Argentina. Buenos Aires, 15.09.2009.
8 Banco Central de Venezuela. Caracas, 16.09.09.
9 Banco Central del Ecuador. Quito, 13.09.09
10 www.inter.bndes.gov.br
11 Senado de la República. Programas Crediticias para las empresas nacionales. México, 4.12.2008.
12 CEPAL. La reacción de los gobiernos de las Américas frente a la crisis internacional. Santiago, junio 2009. — www.cepal.org/publicaciones
13 Reuters. Buenos Aires, 15.07.09
14 IMF. World Economic Outlook. October 2009, p. 85; CEPAL. Balance preliminary de las economías de América Latina y el Caribe. Santiago, deciembre de 2009, p. 116.
15 См., например, «Программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.». — www.goverrment.ru/governmentactivity/anticrizismeriprf/5431178.htm